Как Мара... |
про Железного Волка |
про Вавилу |
про Лиса |
про Черного Менеджера |
Как кот мышей в веру обращал |
Бочка Ба-Дуна |
Автор: Олег Мелихов © 2005
А и во тридевятом царстве, гороховом государстве, за Кисель-рекою, во лесу прянишном, во деревне Елопилово, жил был поп Павсикакий с попадьей Агапьей. Поп жил крепко, держал паству как дед - репку, окорока копченыи любил, больше ведра не пил, поучал прихожан и словом и по шее, на что народ его шибко уважал и подходил с почтением. Попадья просфоры пекла, хозяйство вела, деток растила, да попа холила. А и был у попа кот Котофей, старый да ленивый, и под старость да на дармовых харчах до сметаны охочий.
Вот и как-то заносилась попадья с попенком, да сметану в крынке не убрала, токмо полотенцем прикрыла, а кот тут как тут - нырь туда башкой и давай сметану жрать, а тут и попадья. Эх, она кота в богадушумать, и ка-а-ак даст ему по хребту веником, так у кота башка в крынку и нырнула. Кот с перепугу прыгнул на пол, крынкой на голове об пол навернулся, крынка разбилась. Кота попадья за шкирку, да в чулан - осознавать грехи свои тяжкие, да заодно мышей повывести, так как за кошачьим небрежением расплодилось их - спасу нет.
Сидит кот в чулане и грустит - не с таким животом и не в таких годах за мышами скакать. То ли дело поп - не кует не мелет, а все имеет, не жнет, не пашет, а только с амвона кадилом машет, и везде ему почтение и спасибо за нравоучение.
Мыши рыльца со всех щелей повысовывали, - любопытно им, - чего это кот в чулане делает. Кот заприметил, что мыши любопытствуют, да и думает: «Зря я чтоль у попа живу? Чем я мышам не пастырь?», повернулся мордой к верху и давай лапой крестица, бормотать-муркотать, лбом об пол биться и на мышей даже и не глядит. Побормотал-помуркотал, да и дремать улегся - на мышей опять ни гугу… и так целый день. Попадья к вечеру про кота вспомнила - кинула ему в чулан что поесть, но кот не подходит, харч не трогает - все в молитве.
Тут мыши совсем удивились и стали к котовой пайке подкрадываться. Кот отошел подальше, сел в угол и оче горе задрал
и само умильно выражение благой постности на харе сделал. Мыши обнаглели, пайку жрут и на кота косятся.
Кот им и грит: «Ешьте, дети мои, ибо на мне великий обет и не могу вкушать я пищи мирской», мыши от котового
мурчания вмиг здрыснули, но рыльца любопытные из нор повысовывали. Тут мышоночек больно любопытный и грит:
«А от чего вы батюшка, Котофей Котофеич, от мирской пищи отказались, и что эт у вас на шее?» А Котофей Котофеич
еще более постную харю сделал и отвечаит: «Это у меня на шее вериги в знак покаяния моего великого, за грехи мои
перед родом мышиным… отказался я от ловли мышей и от пищи всякой ради Царствия небесного. Хозяйка хотела меня
насильно сметаной накормить, и голову мне в крынку засунула, да не стал я грешить и разбил крынку со сметаной,
а сам в чулан удалился, дабы в покое предаваться молитве и покаянию». Отвернулся кот мордой в угол и давай по
новой креститься, да лбом об пол биться, христосовать, Богоматерь поминать. Подивились мыши такой святости великой
кошачьей и пошли котовый харч доедать. Кот же помолившись, опять к мышам повернулси и грит им: «Вот когда
насытились вы, дети мои, хочу проповедовать вам Царствие небесное и собственным примером увлечь вас к Господу,
аки пастырь агнцев». Мыши сытые осмелели, порасселись под стенками у нор на всяк случай и стали слушать проповедь котовью.
Кот же им:
- Живем мы все во грехе и во грехе помираем… кто хоть раз из вас в церкви божьей был?
Мыши переглянулись и зашушукали- в церкви из них сроду никто не был.
- А кто постился когда или причастие святое принимал?
Мыши аж на хвосты сели - никто и не думал из них про это.
- Так вот дети мои, зело грешны мы все и жестоковыйны, и думаем только
о хлебе насущном, забывая о Боге и идучи путем плоти в муки адские…
И мурчал им кот за Царство божье, пока мышей не довел до ужаса о своем бытии греховном.
Не зря столько лет у попа жил.
И грят мыши коту:
- Как же нам батюшка, обрести царствие небесное и жизнь вечную?
А кот им и говорит:
- Перво-наперво, надо сделать храм Божий. Оборудуем пристанище сие во славу Господа и искупление грехов наших.
Стали мыши по углам шуршать, пыль-сор из чулана в подпол выносить, рухлядь грызть, да тягать вон, тряпочки постирали,
кот лапой на стенке крест нацарапал, из тряпок коту рясу смастерили, и проволоки крест согнули, стал кот- вылитый поп.
Осмотрелся кот вокруг:
- Хорошо потрудились вы, дети мои, во славу Божью. Только где ж это видано, чтоб в церкви столько дыр было?
Надобно норы все позакрывать, оставить одну большую - как вход в храм божий.
Мыши зашевелились - стали тряпьем , да сучками норы затыкать. Кот прошелся по чулану, да и говорит:
- А чашу для причастия? Да и возьмите на нужды церкви в подполе вина, чтоб было причаститься чем.
Мыши побежали - миску стырили, да из подполу бутыль кагору поповского принесли.
Стал кот службу служить, мышей крестить, псалмы петь с пятого на десятое, крестом махать, миской об пол стучать..
Мышам дивно - не были никогда на службе в церкви. Кот поалилуйял, аминькнул, да и грит мышам:
- Теперь подходите на исповедь по одному. Покайтеся в грехах ваших тяжких, я вам грехи ваши отпущу, милостью божьей.
Стали мыши подходить к коту. Кот первую принимает, епитрахилью мышку накрывает, грит:
- Кайся, дочь моя..
Мышка ему:
- В церкву не ходила, бога не знала, хозяйские окорока жрала, не постилась, жила во грехе..
Кот под епитрахиль башку засунул и говорит:
- Во всем ли покаялась ты, дочь моя?
- Во всем.
А кот ей:
- Лукавишь перед богом - нет тебе прощенья.
И не сдержался, - кусь ее за хребет, - мышка даже пискнуть не успела. Кот башку из под покрывала достаеть и грит:
- Вот раскаялась она, дети мои, но к причастию ее пока не допускаю, пусть отмаливает грехи свои в покое и тишине.
И лапой мышку за себя отодвинул и задом прикрыл.
Так кот пяток мышей исповедовал, остальным грехи отпустил и сказал по норам расходиться.
Мыши разошлись, а кот втихаря схарчил «нераскаянных» мышей.
На следующее утро хозяйка коту в чулан миску ставит. Кот миску мышам отдает, благочинно себя ведет,
молитвы муркочет, крестным знамением всех осеняет.
Мыши и спрашивают:
- Отец Котофей, а где те мышки вчерашние, что вы на покаяние оставили?
Кот им и отвечает:
- Шибко грехи их тяжкие были, не смог им отпустить-отмолить, отправил на покаяние к брату настоятелю,
коту Василию, что при церкви нашей Божье Царство взыскивает, ибо он праведней меня.
На том мыши и успокоились.
Стал кот опять службу вести, кадилом махать, святой жизни научать... Мыши опять на исповедь пошли, - кот пяток загрыз, - остальных восвояси отпустил. Стала коту нравиться жизнь набожная. Да тут попадья за котом заскучала, открыла чулан, да и забрала его. Но коту мышки поповские сладкие уж больно понравились, и кот опять к чулану лезет, на сметану не глядит. Так похаживал кот мышей исповедовать, да попадья видит что кот-то старый и квелый и решила взять другого кота, да помоложе. Взяла котика молодого. Кот старый молодого научает, с собой в чулан ведет, представляет мышам диаконом.
Служат коты на пару и горя не знают, хозяйка не нарадуется, мыши грызть хозяйское добро перестали,
коты на сметану не зарятся, сытые да ласковые ходят. Да весна на дворе и решил старый кот на улицу сходити ,
может каку кошечку помяти-подрати, молодость вспомнити, за себя молодого оставляет... а мыши разжирели - спасу нет.
Молодой служит кот, да все облизывается. Грит мышам, как исповедовал:
- А приводил ли вас батюшка Котофей ко причастию?
А мыши ему:
- Грешны мы больно, не допускал нас батюшка…
Молодой кот и говорит, мол, все вы в Боге и Бог в вас, отмолили вы грехи свои, тащите миску да вино - буду причащать.
Принесли мыши миску, вина налили, кот мышей исповедует, по одной за хвостик зубами берет и в
миску с вином опускает, - много ли тем мышам надо, - перепились да и тут же все повалились.
Тут их кот всех и передушил, сидит довольный.. Старый кот с блядок пришел, как увидел - аж шерсть дыбом на хребте:
- Что ж ты наделал, дурачина!!! То каждый день ели, а ты всех передушил!!
И как давай молодого драть. Шум, гам, весь чулан ходуном, попадья прибежала с рогачом - думала воры,
а там кавардак, все летит, коты орут, дым коромыслом, ох как сунула попадья рогачом по котам - старого
насмерть зашибла, а молодой сбежал да больше не возвращался. Так и кончилось кошачье богомольство да
мышиная праведность. Поделом котам, чтоб перед богом не юродствовали, а мышам наука - чтоб
не верили коту, обещающему Царство Небесное.
На том и сказке конец, кто слушал - молодец, с вас водки штоф, горло промочить чтоб, шапку новую да девку бедовую, расстегай с семгой и грошик звонкой.
Москва.10-18.03.2005
Если вам не видно меню и не очень понятно, куда вы попали, то можете зайти не в окно, а в двери...
Мара Минина