Автор: Евгений Трошин © 1996

Руны сквозь века

Что Вы можете сказать о рунах? Если ваш собеседник, которому вы зададите подобный вопрос, вообще знает, что это такое, он ответит вам, что это буквы кельтского письма и что он видел их на майках и амулетах для "металлистов". Действительно, этот древний предмет все сильнее проникает в нашу жизнь. Через поп-культуру, музыку, атрибутику, наконец через литературу в стиле "фэнтази". В Россию западная мода приходит лет через двадцать. Это нормально. "Новое варварство", популярное сейчас литературное направление, положенным образом развилось и отошло в сторону в Европе, прежде чем смогло появиться у нас. Знаменитый Р. Толкин - родоначальник "нового варварства" в литературе - создал мир "Властелина колец" в середине 60-х годов, и этот мир захлестнул города, уставшие быть мегаполисами, в мгновение ока. Появились тысячи людей, всерьез считающих себя эльфами и хоббитами. Злобные гоблины и назгулы также сошли со страниц лукавого профессора и заставили уверовавших в них искать защиты у различных талисманов и оберегов. Армия поклонников Толкиена стремительно выросла до нескольких миллионов человек во всем мире. Позже это явление переросло в движение хиппи, целую прослойку людей, раз и навсегда ушедших из скучного мира развитой цивилизации в мир нового варварства, выдуманный, но тем не менее, реальный. Целая культура, рожденная этим поколением, дала новый виток в литературе и кино. На телеэкранах появился великий Конан-варвар, а доходы астрологических и гадательных салонов подскочили в несколько раз. Эта волна, смывающая границы мира бизнеса и порядка, постепенно докатилась и до нас.

На фоне этого увлечения стариной и магией повсеместно проявился интерес к культуре кельтов и их мифологии. Эпоха классицизма, как известно, была рождена подражанием эллинистической культуре и уже два века эстетические проявления западной цивилизации насквозь пропитаны греческими мотивами. Похоже, тоже самое ожидает в ближайшем будущем и нас в отношении кельтов. Их узоры постепенно перекочевывают с татуировок на страницы солидных изданий, а их письменность дает рождение современным шрифтам. Этот последний аспект возвращает нас к теме рунического искусства. Когда Р. Толкин создавал вымышленный мир, он изобрел для него язык со своим алфавитом и грамматикой. Будучи профессором филологии и подходя ко всему тщательно, он изучил множество дошедших до нас рунических алфавитов, на их основе формируя свой собственный. Этот алфавит до сих пор вдохновляет множество последователей от художников до литераторов.

В современную культуру руны вошли также благодаря новым друидам, ставшим вдруг чрезвычайно модными. Как известно, друидическая культура целиком базировалась на рунической магии и письменности. Культура кельтов и друиды связаны неразрывно. Именно из-за этого укоренилось восприятие рун как именно кельтского творения. Однако, несомненно, нужно развеять этот миф.

Официально зафиксировано, что древнейшая руническая надпись относится к 3-му веку н.э. Однако, что следует понимать под словом "руны"? Только ли древнейший германский алфавит, рожденный из греческого или финикийского, или целую систему мышления европейского человека вообще? Давайте разберем это подробнее.

Для начала договоримся, что в дальнейшем под словом "руны" мы будем понимать графическое отображение какого-либо понятия метафизики древнего человека, от самых простых знаков, кажущихся нам примитивными, до наиболее сложных и поздних по происхождению. В том, что даже некоторые современные символы являются продолжением древнейшей науки, мы скоро сможем убедиться. Достаточно погрузиться в этот мир и неизвестные знаки и даже узоры наполнятся новой жизнью. Мы даже не замечаем, что практически все графические знаки и орнаменты не просто украшают наш быт, но несут огромное количество информации, мимо которой мы спокойно проходим. Похоже, что современный человек находится сейчас в положении туземца, тупо созерцающего интегральную схему.

Луи Повель и Жак Бержье в своей книге "Утро магов" (1) сделали поистине ошеломляющее сравнение, что пантакль из средневековой рукописи, будучи начертанным золотой краской на пергаменте, конструктивно ничем не отличается от печатной платы, применяемой в электронике. Это действительно так. Представим, что средневековый алхимик владел секретом электричества, и мы получим новый взгляд на природу магии. То, что казалось фантастическим, получает чисто практическое объяснение. Однако, не следует все понимать слишком упрощенно. Древние знаки воздействовали скорее на психику оператора, нежели на его органы чувств.

Где же нам следует провести границы распространения рунической культуры? Забегая вперед, скажу, что эта граница приблизительно совпадает с распространением европейского человека, а также с ареалом проживания других народов Евразии, когда-либо культурно с ним соприкасавшихся. Это доказывается сходством графического изображения схожих философских понятий, а также путями распространения, которые можно проследить по вариациям одного и того же знака. Какие элементы мы должны рассматривать? Естественно, это письменность, или дошедшие до нас осколки протописьменности европейцев, алхимические и магические формулы, судить о которых нам приходится по современным изданиям на эту тему; орнаменты, использовавшиеся в средневековой европейской архитектуре и книжном деле; вышивка на одежде и узоры на бытовой утвари славян; ковры тюрского населения Европы. Все они выделяются четким геометрическим рисунком. Все они имеют яркие, повторяющиеся элементы. Арабские растительные орнаменты, также весьма сложные, мы оставим в стороне, поскольку они родились из вязи арабского алфавита и имеют другое происхождение.


дальше










Если вам не видно меню и не очень понятно, куда вы попали, то можете зайти не в окно, а в двери...

Мара Минина


Hosted by uCoz